Требования к современному образованию ставят ДОУ
перед необходимостью работать не только в режиме функционирования, но и
развития. Сегодня востребован не только педагог, а педагог-исследователь,
педагог-новатор, владеющий навыками прогнозирования и проектирования
педагогической деятельности. Поэтому становление готовности к инновационной
деятельности является важнейшим уровнем его профессионального роста.
Наше дошкольное учреждение не
функционирует, а активно развивается. Освоение основной общеобразовательной
программы в соответствие с ФГОС, работа отдельных педагогов по инновационным
технологиям, освоение проектной деятельности являются инновационной деятельностью.
Инновационные механизмы развития нашего детского
сада включают:
создание творческой атмосферы и мотивацию в
педагогическом коллективе к новшествам;
создание социальных и материальных условий для
внедрения нововведений;
интеграцию наиболее перспективных нововведений и
продуктивных образовательных проектов;
непосредственное включение родителей в
инновационную деятельность, учет интересов и потребностей детей и их родителей.
Основные виды инновационных технологий, применяемых
в нашем дошкольном учреждении:
Здоровье сберегающие
технологии: основной их целью является создание условий для формирования у
воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и
ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний,
умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами
работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя
гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и
динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского
сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные
процедуры.
Проектная
деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая
осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает
в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно
закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
Развивающие
технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения
уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок
самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в
результате анализа своих действий.
Коррекционные технологии: их
целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды:
сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия, арттерапия и др.
Информационные
технологии: использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях
имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий.
Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых
презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей
к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться
длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного
воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более
прочному закреплению новых получаемых знаний.
Познавательно-исследовательская
деятельность: основной целью является создание экспериментальной
деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное
участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и
результаты.
Личностно-ориентированные
технологии: цель данной технологии – создание демократичных партнёрских
гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение
условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном
подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.