25.07.2019
Агрессию по отношению к двигательной активности мы с вами
можем сейчас наблюдать повсеместно. Посудите сами: детская кроватка вместо
маминых рук (а мама с малышом на руках ведь не сидит: то встанет, то присядет,
то наклонится за игрушкой), манеж, ходунки дома и «поводок» на улице — когда
ребенок еще не вполне научился держать корпус.
Дальше — обездвиживающий телевизор с развивающим каналом. После телевизора
начинается та самая вроде бы безумная беготня…
А теперь давайте только на минуточку вспомним, что все ведущие физиологи и дефектологи
современности все в один голос говорят: «Истинный интеллект у ребенка
развивается в движении!» В свете этой аксиомы вся описанная выше цепочка
выглядит не иначе, как заговор против человечества, кем-то коварно продуманной
целенаправленной деятельностью по превращению нас в хорошо управляемый
материал. Безумное предположение? Но почему тогда мы добровольно лишаем себя и
своих детей движения, которое является не просто прихотью, а одной из важнейших
потребностей? Для детского же развития оно просто необходимо.
В прошлом уже веке жил в нашей стране прекрасный ученый — Николай Александрович
Бернштейн. Он был потомственным физиологом: его отец был известным психиатром,
а дед возглавлял кафедру физиологии Новороссийского университета до того, как
туда пришел Иван Михайлович Сеченов.
Николай Александрович создал теорию построения движений: он исследовал, какие
процессы происходят в нашем мозге, когда мы, например, берем со стола яблоко.
Дело в том, что наш мозг можно представить в виде пирамиды, где самые широкие
кольца, составляющие фундамент, роднят нас... с простейшими организмами вроде
медуз. Этот уровень — уровень А по Бернштейну — отвечает за многое: прежде
всего, благодаря именно ему мы ощущаем себя как нечто целостное и живое. С этим
уровнем связан наш вестибулярный аппарат, благодаря ему мы ощущаем положение
своего тела относительно силы тяжести...
В настоящее время идеи Бернштейна активно развивает — в теории и на практике —
известный коррекционный педагог и ученый-физиолог Елена Владимировна Максимова,
которая работает с очень сложными детишками: аутистами, детьми с ДЦП в сложной
форме... Она на практике убедилась: теорию построения движений Бернштейна можно
рассматривать как «теорию построения уровней психического реагирования». Потому
что, если у человека не простроен уровень А — у него проблемы с доверием к
миру, он может быть неуравновешенным, неуверенным (нет чувства опоры — опорный
рефлекс запускается именно на этом уровне).
На втором уровне — уровне В — человек начинает овладевать своими конечностями,
управлять мышцами. На этом уровне формируются двигательные штампы, автоматизмы
— и если этот набор достаточно богат, человек становится весьма ловким, и не
только в физическом смысле этого слова. В детстве эти штампы прекрасно
формируются как раз в совместном бесцельном вроде бы движении — бегалках,
прыгалках, щенячьей возне (вспомните, как собаки возятся со своими
детьми)...
Только на уровне С мы начинаем овладевать пространством: можем, наконец,
дотянуться рукой до яблока и взять его. Вспомните, как усердно и самозабвенно
над этим навыком трудятся детишки первого года жизни. А канувшие в лету игры во
дворе? «Выбивалы», «Лапта», в которых кроме построения движений решалось еще
невероятное количество развивающих задач?
Кстати, в свете теории построения движений Бернштейна совершенно по-другому
воспринимается роль хороводов. Настоящий сложный хоровод зарождается... на
уровне А, поскольку хоровод — это прежде всего целостность, единство.
Проводились специальные исследования: если хоровод водить со знанием дела, то в
конце у всех его участников синхронизируется пульс, кровяное давление, ритм
дыхания... Но хоровод — это еще и сложнейшая пространственная геометрия. Водите
с детьми хороводы (только надо помнить, что есть структуры гораздо сложнее, чем
«за ручки и по кругу») - и в старших классах они будут приносить вам пятерки по
геометрии.
По сути дела, только на уровне D человек наконец перерастает животных,
исключая, пожалуй, высших млекопитающих. Уровень D — это уровень действий. Что
такое действие? Это когда мы вместо того, чтобы тянуть ручки к яблоку, которое
лежит на высокой полке, уходим в противоположную сторону от яблока — за
табуреткой, приносим ее и достаем яблоко!
А собственно человеческая деятельность, к которой не способно ни одно высокоразвитое
животное, начинается только на уровне Е: речь, письменность, музыка, театр,
танец («танцы» животных носят рефлекторный характер).
Так в чем же проблема, спросите вы? В том, что при рождении эти уровни у
человека не достроены, и нам нужно помочь их достроить, причем достроить
последовательно, начиная с самых низших. Что вместо этого делаем мы? Мы в два
года (!) ведем ребенка в развивающий клуб учиться читать, перетаскивая его
сразу на интеллектуальный уровень Е! Но природа не терпит нарушения своих
законов — и подобная спешка оборачивается неврозами и психологическими
проблемами.
Как этого избежать? Вспоминайте, как тютюшкать ребенка, устраивайте с ним
веселую возню — и не смотрите на подобные игры как на что-то бессмысленное и
бесполезное: в это время в мозге ребенка (и в вашем, между прочим) происходят
невероятно важные и сложные процессы, закладывается его психическое здоровье —
и его будущее интеллектуальное преимущество перед обездвиженными
сверстниками.
Дарья Марченко
Просмотров всего: , сегодня: