Как научить детей правильно произносить слова

18.09.2019

       Ваш малыш переставляет, пропускает слоги, добавляет лишние звуки в словах. Вместо нога-говорит «онга», вместо апельсин - «писин», вместо игрушечный - «игнутыный» или «ингулисний» …. В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с еще несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть» - самолет.

         В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь.

Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи. Правильная речь имеет большое значение для ребенка при овладении грамотой и дальнейшего его успешного обучения в школе, и как следствие - становление полноценной личности.

Дома мама тоже сможет помочь своему ребенку говорить лучше. Если данное нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, давать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно.

Для того, чтобы помочь ребёнку справиться с нарушением слоговой структуры слова необходимо развивать фонематический слух и чувство ритма.

Ритм регулирует не только движение, но и слово, руково­дит как темпом, так и динамическими особенностями речи, к которым в первую очередь относится словесное ударение.

Раз­нообразные движения в сочетании с речевыми упражнения­ми формируют у детей не только чувство ритма, они способствуют развитию двигательной памяти, внимания и коррекции речи.

1.Игры и упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации: с музыкальными инструментами, с предметами, с перемещением самого ребенка и т.д.

2.Работа над ритмом. Детям предлагаются различные способы воспроиз­ведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание, притопывание и т.д.

Сказка «Теремок»

По стуку ребёнок должен определить, кто стучит.

Лягушка стучит 1 раз, мышка-2, зайка-3, лиса-4 раза.

Кто стучит?

Ребенок должен по стуку отгадать, кто стучит. Папа-медведь стучит // //, а медвежонок-///

Воспроизведение определенного ритма по образцу взрослого, по заданному рисунку;

// //

/ /// /

// /// 

3.Формирование общей координации движений под рит­мическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

Уровень гласных звуков

Детям предлагаются следующие задания:

—Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

—Произнести звук О столько раз, сколько раз взрослый хлопнул в ладоши и т.д.

—Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией: А У И О; АУ ИА ОА.

—Взрослый отстукивает ритм, а ребенок должен в соответ­ствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА.

Игра «Хлоп-топ».

Услышав звук «И»-надо хлопнуть в ладоши, звук «Ы»-топнуть ногой.


     Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с со­блюдением ритма. Хочу такой сайт

Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да),

слоги с разными звуками (ма-па, па-ма),

закры­тые и обратные слоги (пап-ап).

От простого к сложному.

Можно самим изготовить простую и доступную игру, которая очень наглядно познакомит ребенка с слоговой структурой слова и научит его произносить слова, не упуская слогов. Вы просто разрезаете подходящие картинки на столько частей, сколько слогов содержит данное слово. Например, картинку, на которой изображена «па-на-ма» вы разрезаете на 3 части. Затем просите ребенка сначала собрать картинку (что тренирует его в ориентировке в пространстве), а затем проговариваете слово по слогам, одновременно нажимая на каждую часть, из которой собрана картинка. То же должен сделать и малыш.

Можно поискать аналогичные игры для дошкольников в магазинах, чаще всего они так и называются: «Делим слова на слоги». Чем больше будет игрового и наглядного материала, тем быстрее ребенок усвоит нормальную слоговую структуру в словах.

Еще один хороший прием — отстукивать слова в ритм каждого слога.

Например, слово «ли-са»   (делаем хлопок на каждый слог) и произносим  по частям: «ли-са». То есть, произнося слово «лиса», мы одновременно хлопаем два раза и показываем малышу, как самому «отхлопать» слово, можно стучать по столу, хлопать в ладоши — это очень помогает произнести слово правильно.

А можно и так, сначала повторить три раза последний слог, а затем сказать всё слово:

«Са-са-са-лиса».

Затем можно усложнить словесный материал, так же тренируясь в произнесении более сложных слов с 2-мя и даже 3-мя слогами, где встречаются рядом два согласных звука: «кошка, ручка, вилка, пальто, сушки….колбаса, полоска…черемуха, солдатик…».

А когда и эти слова будут доступны, можно уже отрабатывать самые сложные по слоговому наполнению слова, такие как «сковорода, велосипед, регулировщик, полицейский» и т.п.

Более сложным видом работы является восприятие и воспро­изведение ритмов стихотворений.

Последовательность работы здесь такова:

-прослушивание ритма стихотворения;

-отхлопывание его;

-прослушивание текста стихотворения;

-отхлопывание ритма в сопровождении проговаривания;

-воспроизведение текста стихотворения с движениями;

-воспроизведение стихотворения без движений.

Заучивание стихов (К.И. Чуковского, А.Л. Барто, С. Я. Маршака и др.), особенно с отхлопыванием ритма, умение ребенка различать разнообразные ритмы и со­знательно подчинять им свои движения способствует их ав­томатизации, что, в свою очередь, исключает напряжение в двигательном аппарате, а это положительно сказывается на качестве речи малыша.

И еще один совет — когда вы занимаетесь с ребенком играми по нормализации слоговой структуры слова, не обращайте внимание на неправильное произношение звуков, если таковое имеется. Это будет только отвлекать и расстраивать ребенка, не делайте замечаний по плохой дикции. В это время ваша цель — научить говорить слова, соблюдая слоговое наполнение.

Литература

Большакова С.Е. Формируем слоговую структуру слова. Дидактический материал.-М. .: ТЦ Сфера, 2006.

Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 1996.

Ценина Н.Б. Раз, два, три - слоги повтори. Учебно-игровой материал.-М.: ТЦ Сфера, 2011.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 18.09.2019

Дата обновления: 10.03.2023

Дата публикации: 18.09.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».