18.09.2019
Ваш малыш переставляет, пропускает слоги, добавляет лишние звуки в словах. Вместо нога-говорит «онга», вместо апельсин - «писин», вместо игрушечный - «игнутыный» или «ингулисний» …. В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с еще несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть» - самолет.
В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь.
Самостоятельно такие нарушения не проходят.
Слоговая структура
является необходимым элементом для формирования грамматического строя
речи. Правильная речь имеет большое значение для ребенка при овладении
грамотой и дальнейшего его успешного обучения в школе, и как следствие -
становление полноценной личности.
Дома мама тоже сможет помочь своему ребенку говорить лучше. Если данное нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, давать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно.
Для того, чтобы помочь ребёнку справиться с нарушением слоговой структуры слова необходимо развивать фонематический слух и чувство ритма.
Ритм регулирует не только движение, но и слово, руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи, к которым в первую очередь относится словесное ударение.
Разнообразные движения в сочетании с речевыми упражнениями формируют у детей не только чувство ритма, они способствуют развитию двигательной памяти, внимания и коррекции речи.
1.Игры
и упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации: с музыкальными
инструментами, с предметами, с перемещением самого ребенка и т.д.
2.Работа над ритмом. Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание, притопывание и т.д.
Сказка «Теремок»
По стуку ребёнок должен
определить, кто стучит.
Лягушка стучит 1 раз, мышка-2,
зайка-3, лиса-4 раза.
Кто стучит?
Ребенок должен по стуку отгадать,
кто стучит. Папа-медведь стучит // //, а медвежонок-///
—Воспроизведение определенного ритма по образцу взрослого, по заданному рисунку;
// //
/ /// /
// ///
3.Формирование
общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег,
ходьба.
Уровень гласных звуков
Детям предлагаются
следующие задания:
—Произнести звук А столько
раз, сколько точек на кубике;
—Произнести звук О столько
раз, сколько раз взрослый хлопнул в ладоши и т.д.
—Пропевание серий звуков с
четкой артикуляцией: А У И О; АУ ИА ОА.
—Взрослый отстукивает
ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки
следующим образом: А-АА; АА-А; ААА.
Игра «Хлоп-топ».
Услышав звук «И»-надо
хлопнуть в ладоши, звук «Ы»-топнуть ногой.
Детей обучают неосознанному членению слов на
слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается
отхлопыванием с соблюдением ритма.
Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да,
да-да),
слоги с разными звуками (ма-па, па-ма),
закрытые и обратные слоги (пап-ап).
От простого к сложному.
Можно самим
изготовить простую и доступную игру, которая очень наглядно познакомит ребенка
с слоговой структурой слова и научит его произносить слова, не упуская слогов.
Вы просто разрезаете подходящие картинки на столько частей, сколько слогов
содержит данное слово. Например, картинку, на которой изображена «па-на-ма» вы
разрезаете на 3 части. Затем просите ребенка сначала собрать картинку (что
тренирует его в ориентировке в пространстве), а затем проговариваете слово по
слогам, одновременно нажимая на каждую часть, из которой собрана картинка. То
же должен сделать и малыш.
Можно поискать
аналогичные игры для дошкольников в магазинах, чаще всего они так и называются:
«Делим слова на слоги». Чем больше будет игрового и наглядного материала, тем
быстрее ребенок усвоит нормальную слоговую структуру в словах.
Еще один хороший прием — отстукивать
слова в ритм каждого слога.
Например, слово
«ли-са» (делаем хлопок на каждый слог) и произносим по
частям: «ли-са». То есть, произнося слово «лиса», мы одновременно хлопаем два
раза и показываем малышу, как самому «отхлопать» слово, можно стучать по столу,
хлопать в ладоши — это очень помогает произнести слово правильно.
А можно и так, сначала повторить
три раза последний слог, а затем сказать всё слово:
«Са-са-са-лиса».
Затем можно усложнить
словесный материал, так же тренируясь в произнесении более сложных слов с 2-мя
и даже 3-мя слогами, где встречаются рядом два согласных звука: «кошка,
ручка, вилка, пальто, сушки….колбаса, полоска…черемуха, солдатик…».
А когда и эти слова
будут доступны, можно уже отрабатывать самые сложные по слоговому наполнению
слова, такие как «сковорода, велосипед, регулировщик, полицейский» и т.п.
Более сложным видом
работы является восприятие и воспроизведение ритмов стихотворений.
Последовательность работы здесь
такова:
-прослушивание ритма
стихотворения;
-отхлопывание его;
-прослушивание текста
стихотворения;
-отхлопывание ритма в
сопровождении проговаривания;
-воспроизведение текста
стихотворения с движениями;
-воспроизведение стихотворения
без движений.
Заучивание стихов
(К.И. Чуковского, А.Л. Барто, С. Я. Маршака и др.), особенно с отхлопыванием ритма,
умение ребенка различать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои
движения способствует их автоматизации, что, в свою очередь, исключает
напряжение в двигательном аппарате, а это положительно сказывается на качестве
речи малыша.
И еще один совет —
когда вы занимаетесь с ребенком играми по нормализации слоговой структуры
слова, не обращайте внимание на неправильное произношение звуков, если таковое
имеется. Это будет только отвлекать и расстраивать ребенка, не делайте
замечаний по плохой дикции. В это время ваша цель — научить говорить слова,
соблюдая слоговое наполнение.
Литература
Большакова С.Е. Формируем слоговую структуру слова.
Дидактический материал.-М. .: ТЦ Сфера, 2006.
Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика:
Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 1996.
Ценина Н.Б. Раз, два, три - слоги повтори.
Учебно-игровой материал.-М.: ТЦ Сфера, 2011.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.09.2019
Дата обновления: 10.03.2023
Дата публикации: 18.09.2019