14.01.2020
1. А я так не думаю
Один из сложнейших моментов в общении — когда кто-то не согласен с твоей точкой
зрения. Поиграйте с ребёнком вдвоём (или в компании детей, разделив их на пары)
в такую игру. Первый собеседник задаёт простой вопрос: например, «Какая твоя
любимая еда?» Ребёнок отвечает. Тогда первый говорит: «Фу, это невкусно и, к
тому же, не полезно. Лучше бы ты ел другое».
Задача ребёнка — отстоять своё мнение, подробно объяснить, почему он считает
это блюдо вкусным и полезным.
Важно! Cледите, чтобы не дошло до конфликта и чтобы собеседники не переходили
на личности.
2. Бумеранг
«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», — не зря так
говорят! Пусть дети почувствуют это на себе в игре. Взрослый-ведущий предлагает
игрокам дать ему различные задания, какие угодно. Кто-то из малышей ограничится
скромными идеями, а кто-то наверняка захочет подшутить над ведущим: например,
попросит его скакать, как мартышка, или ползать под столом.
После этого ведущий говорит: «А теперь проделайте то, что вы придумали, сами».
Неудивительно, что шутникам будет сложнее всего выполнить задание.
Важно! Разрешите отказаться, если ребёнку совсем неловко, но пусть тогда он
подробно расскажет о своих чувствах и объяснит, почему именно ему не хотелось
вести себя так.
3. Эмоциональное чтение
Одно из важных умений — понимать, какие чувства и эмоции движут людьми. Это
способствует не только терпимости, но и быстрому налаживанию отношений с
окружающими. Поиграйте с ребёнком в эмоциональное чтение. Начните читать любую
книжку и, останавливаясь после каждого абзаца, просите маленьких слушателей
дополнить рассказ описанием переживаний героев. Если детишек много, будет даже
интереснее: возможно, мнения разойдутся, и каждый увидит в сюжете что-то своё.
А если малыш ещё не может сам сочинить продолжение, дополните сюжет сами.
Пример: Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из
земли тянуть. Тянет-потянет — вытянуть не может.
Плюнул дед, расстроился, уселся на завалинке. Обидно стало старику, что силы
уже не те, ведь в молодости он бы эту репку в секунду вытянул. «В следующем
году редиску посажу, — думает дед, — её-то точно вытяну». А кого на помощь-то
звать?
Позвал дед на помощь бабку.
Неловко деду, что приходится к женщине обращаться, но делать нечего: позвал он
бабку.
И так далее.
4. Воздушный шарик
Нередко случается, что эмоции переполняют нас, и нам кажется, что мы вот-вот
лопнем. Проиграйте эту ситуацию. Попросите ребёнка надуть воздушный шар, а
потом выдуть воздух из шарика себе в рот, чтобы щёки растянулись, как будто
вот-вот лопнут. Теперь пусть он потихоньку «сдувается» и почувствует
облегчение.
Важно! Не забудьте объяснить крохе, чем это поможет ему в жизни. Когда он будет
очень зол или обижен, готов ударить или расплакаться, он может набрать много-много
воздуха и медленно выпустить его, как будто «выпускает пар». Во-первых, от
этого станет легче физически, а во-вторых, за время упражнения острые эмоции
отступят.
5. Дружеское плечо
Доверие — ключевой фактор в установлении близких и эмоционально наполненных
отношений. Эта игра — отличный тест на доверие. Попросите ребёнка встать на
стул, табуретку или кровать спиной к вам и упасть назад. Конечно, вы его
подхватите. Доверяет ли вам карапуз настолько, чтобы не испугаться?
Важно! В эту игру не стоит играть с детьми младше 4–5 лет — у них ещё не
развито чувство страха, и для них этот опыт не будет полезен. Кроме того, они
могут продолжить упражнения в любой момент, когда никто не будет их ловить.
Маленьких игроков ловите сами, а, играя с подростками, можно уже попросить
группу детей поймать кого-то одного, сплетя своеобразную сеть из рук.
6. С меня хватит!
Более серьёзная игра для школьников, которая помогает понять, что из любой
ситуации можно выйти и необязательно терпеть до победы. Игроки располагаются в
кругу, а один из них («жертва») садится в центре круга. Дальше попросите детей
по очереди говорить что-то «жертве» — хвалить, признаваться в любви, обвинять в
чем-то, задавать вопросы. В любой момент «жертва» имеет право не выдержать
внимания, сказать «С меня хватит!» и выйти из круга.
Важно! Предупредите детей, что это не конкурс, кто дольше продержится, а
упражнение, которое пригодится им в жизни, поможет познать себя и испытать
интересные эмоции. Если вы сомневаетесь, что игроки будут задавать приличные
вопросы и не станут оскорблять, раздайте им бумажки с заранее подготовленными
репликами.
7. Что за эмоция?
Игра, которая понравится даже самым маленьким, — своеобразная пантомима.
Изображайте с помощью мимики, жестов и позы разные эмоции и предложите детям
угадать, что это. Когда малыши начнут преуспевать в распознавании, пускай
попробуют сами побывать в роли ведущего и изображать эмоции, чтобы другие
угадывали.
Важно! Спектр эмоций выбирайте в соответствии с возрастом игроков. Трёхлетка
вряд ли распознает философское настроение или замешательство, а школьнику будет
скучно угадывать про радость и злость.
8. Комплименты
Умение похвалить от души — ещё один важный для жизни навык. Эта отличная игра
не только разовьёт его, но и станет прекрасным завершением любого цикла
упражнений и способом поднять всем настроение. Дети садятся в круг, первый
игрок говорит комплимент своему соседу справа. Тот должен поблагодарить его и
похвалить уже своего правого соседа, и так до тех пор, пока круг не замкнётся.
Важно! Маленьким детям может быть сложно делать комплименты, поэтому им полезно
помогать, подсказывать. «Кажется, у Веры очень красивые глаза. Скажешь ей об
этом?» «Помнишь, Максим сегодня сам завязал шнурки? Похвали его за это». Стоить
помнить, что большинство игр на развитие эмоциональной сферы хоть и более
эффективны в группе, но могут быть адаптированы и для узкого круга — семьи или
даже мамы с ребёнком. Ведь эмоциям есть место везде и всегда, неважно, сколько
людей вокруг.
Надежда Зарочинцева
Дата создания: 14.01.2020
Дата обновления: 10.03.2023
Дата публикации: 14.01.2020