01.03.2020
Речь—это функция мозга, мозговые структуры
созревают в определенные сроки и неврологические критерии это конкретные этапы
развития, работы мозга.
Например, до 1,5 лет активизируется мозжечок — ребенок начинает ходить, и если
ему 2 года и он не ходит — родители понимают что это не «индивидуальность», и
что если рядом с ним будут бегать футболисты (в плане неговорящего ребенка
говорящие дети, «отдать в сад чтобы научили говорить») это никак глобально не
скажется на его состоянии.
Если ребенок не говорит в 2 года, значит у него есть определенная проблема,
которую надо найти, чтобы помочь ему компенсироваться. Ждать и верить в сказки
о том, что «заговорил в 5 лет и стал президентом» — это только упускать время
реабилитации.
Речь—это зона Брока (моторная функция — воспроизведение речи) и зона Вернике
(сенсорная функция — понимание речи), они в норме активизируются до 2 лет, если
у ребенка в 2 года нет фразовой речи — значит у него дисфункция речевых зон
мозга или более серьезная причина задержки развития, поэтому бездействие и
неправильная реабилитация приводят к последствиям, которые после 6 лет уже
невозможно компенсировать. Пластичность мозга наиболее активна именно до 6-7
лет, если ребенка привели в 2-2,5, то шанс того что он выйдет в норму очень
высокий, а если привели в 4-5 лет — то уже осталось год-два и за это время
можно только улучшить его состояние, а не максимально восстановить,
реабилитировать, как при раннем обращении.
Дети, которые самостоятельно, без коррекции, начинают говорить с 3-х лет и
позже, которых в пример ставят некоторые обыватели «а вот наш сосед в 3,5
заговорил, и у него все хорошо» — это КОМПЕНСИРОВАННЫЕ ДЕТИ. Значит, либо
мозговая дисфункция была небольшая, и мозг смог сам наладить функцию речевой
зоны, либо причина была в дефицитарном развитии — педагогической запущенности,
или неврозе (психологической проблеме).
В любом случае, на выходе — состоянии 7 лет, когда
эти дети приходят в школу, в большинстве они приобретают диагнозы СДВГ (синдром
гиперактивности и дефицита внимания) и дисграфию, дислексию — нарушение
процессов восприятия чтения и письма. Чем раньше начнется коррекционная работа
с ребенком — тем меньше у него будет проблем в будущем.
Какие
обследования необходимо пройти если ребенок не говорит в 2 года?
*Конечно, необходимо начать с осмотра невролога,
сурдолога (потому что иногда причина задержки речевого развития — это нарушение
слуха), психиатра.
*Пройти все назначенные функциональные исследования
— МРТ, ЭЭГ, УЗДГ, КСВП.
*Пройти обследование у логопеда, дефектолога,
нейропсихолога, которое покажет состояние интеллекта, особенности восприятия,
высших психических функций у ребенка и поможет разработать реабилитационную
программу, основанную на индивидуальных задачах именно вашего ребенка.
© Нейропсихолог, Картункова В.В.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.03.2020
Дата обновления: 10.03.2023
Дата публикации: 01.03.2020