07.04.2020
Интерактивные
игрушки блокируют креатив
"Ситуация на рынке
современных игрушек довольно сложная: с одной стороны, их огромное количество,
а с другой стороны, выбрать хорошую игрушку очень непросто", - считает
заведующая лабораторией психологии детей дошкольного возраста института Российской
академии образования, профессор Елена Смирнова.
"Хорошей я называю ту игрушку, с которой удобно играть, которая развивает
у ребенка игровую деятельность. Как известно, игра — это самый важный и
полезный вид деятельности для ребенка", — отметила она.
Чтобы играть с игрушкой, она не должна быть наделена собственной активностью.
Она не должна кричать, петь, махать руками, сосать и издавать какие-то
собственные звуки. А современная игрушечная промышленность идет как раз в
направлении технологизации. Эти игрушки бессмысленны для игры. Они сводят игру
к примитивному нажимаю кнопок, к восприятию активности самой игрушки.
Такого же мнения ведущий эксперт Московского городского центра
психолого-педагогической экспертизы игрушек при МГППУ (Московском городском психолого-педагогическом
университете), лауреат премии Грант Москвы, педагог — психолог высшей категории
Елена Абдулаева.
"Родители часто ценят яркость, броскость игрушки, а потом очень
разочарованы, когда она валяется, и ребенок выпрашивает новую. Все дело в
скуке. Засилье интерактивных игрушек, которое сейчас есть, крайне не полезная
вещь", — добавила она.
Говорящие интерактивные игрушки,
во-первых, заменяют ребенку воображение, в то время как он может сам наделить
куклу или зверя определенным тоном, интонацией, словами. Во-вторых, они
вытесняют и подменяют настоящее общение.
Кроме того, сейчас появилось огромное количество "страшных игрушек",
которые никак не ассоциируются у ребенка ни с образом человека, ни с образом
обычного животного.
"Постоянное искажение образа человека — это современная тенденция культуры
не только в игрушках, но и в фильмах и даже в учебниках. Сейчас стало модно
снимать фильмы о привидениях, вурдалаках, инопланетянах, вампирах", —
сказала педагог.
"Кроме того, сейчас продаются игрушечное сердце, печень, много
конструкторов, где нужно собрать человека из его внутренних органов. Для
маленьких детей расчленение человеческого тела — это не предмет игры. И когда
ребенок собирает, а потом разбирает человека — это ведет к разрушению его
представлений о целостности самого человека, как будто его органы живут
самостоятельной жизнью", — добавила профессор.
Место для фантазии
Полезные игрушки — это традиционные игрушки, в которые дети играли испокон
века. Обычные куклы, мягкие игрушки, детские столовые приборы, солдатики,
машинки. Потому что игра — это создание воображаемого пространства, мира и
игрушка не должна ребенку в этом препятствовать.
Дети плохо играют в готовых домиках, поскольку это пространство неизменно и не
предполагает подстраивания под нынешние нужды ребенка, оно быстро теряет
новизну и ценность.
Ребенку нужны специальные предметы для конструирования "своего"
пространства. Это могут быть ширмы, доски, подушки, покрывала.
В Англии, например, есть специальные магазины, где продаются
"бросовые" материалы как предметы творческой игры и конструирования.
Если хотим, чтобы у ребенка развивалось воображение, у него должно быть мало
игрушек, но для многих вариаций игры.
Дети, которые живут среди избытка однообразных игрушек, страдают от этого. Они
все время неудовлетворенные, хотя у них, казалось бы, все желаемое есть. От
того, что ребенок не может формировать творческий потенциал, умственные и
волевые способности в свободной игре, он все время вял и недоволен.
Сейчас игрушка перестала быть элементом игры, а стала свидетельством
достоинства и элементом его имущества.
Игрушки сейчас покупают не для того, чтобы играть, а для того, чтобы
похвастаться. Детство охвачено этой рыночной стихией, у ребенка все больше и
больше игрушек, в которые он не играет, которые просто лежат в его комнате как
его имущество.
Елена Смирнова считает, что сейчас родители откупаются количеством игрушек
из-за недостаточного внимания. "По нашим подсчетам у ребенка в среднем в комнате
более 200 игрушек. Реально использует он в игре порядка 5-6% от того добра, что
у него есть", — пояснила она.
Если у ребенка есть любимые игрушки, то их ему достаточно.
Помощь взрослых не заканчивается предоставлением правильных игрушек.
Важно дать игрушке жизнь, то есть ввести ее в игру, тогда ребенок с
удовольствием подхватит это. Когда у ребенка получается что-то сделать самому,
у него появляется блеск и радость в глазах.
По материалам сообщества «Частный детский сад НАШ МАЛЫШ
Челябинск»
Дата создания: 07.04.2020
Дата обновления: 10.03.2023
Дата публикации: 07.04.2020