Развитие понимания речи малышей

14.07.2021

   Чтобы определить, какие имена существительные знает ребенок, спрашивайте у него про знакомый предмет, находящийся в поле его зрения: Где Ляля? Где стол? (или: Дай кису. Дай мячик). Ребенок должен находить нужный предмет. Обязательное условие: сами не смотрите на этот предмет и никаким образом не давайте ребенку понять, про что вы у него спрашиваете. 

   Для выяснения глаголов, смысл которых ребенок понимает, просите его совершать соответствующие действия: иди, сядь, ляг. Покажи, как Коля кушает, как Коля спит и т. п. Избегайте жестов, которые могут помочь ребенку угадать, какое действие вы имеете в виду. 

   Знает ли ребенок какие-нибудь имена прилагательные, можно специально не выяснять; если он и понимает значения некоторых прилага­тельных, то этих слов очень немного (например: большой — маленький).

Слова-предметы

   Используйте для формирования словаря любую повседневную ситуацию. За обедом выставите на стол сразу несколько предметов посуды (тарелку, ложку, чашку). Скажите: Это — посуда, из нее Коля будет кушать. Назовите каждый предмет. Наливая суп, объясните, что на­ливаете его в тарелку. Давая ребенку ложку, скажите, что это ложка, и т. п. В дальнейшем, прежде чем налить суп, просите ребенка пододвинуть к вам тарелку, говорите, чтобы он взял ложку, чашку и т.п. Аналогичным образом действуйте, когда одеваете ребенка. Сначала выложите всю одежду, которую собираетесь на него надеть. Скажите: Это — одежда, сейчас мы оденем Колю. Называйте каждый предмет. В дальнейшем просите ребенка подавать вам одежду.

   Играйте в игру: «Найди игрушку». Разложите на видных местах игрушки. Скажите: Я спрятала игрушки, а ты их ищи. Я буду называть игрушку, а ты — давать ее мне. Если ребенок приносит не ту игрушку, говорите, что это не та, которую вы хотели, называйте ее и просите отнести на прежнее место. Через короткое время предлагайте ребенку дать вам именно эту игрушку, которую вы недавно назвали.

   В эту же игру играйте с предметами мебели. Скажите ребенку, что ему нужно находить мебель. Мебель — это то, что стоит в комнате, на чем люди сидят, лежат, за чем они едят. Затем просите его подойти к столу, стулу, дивану и т. п.

   Разложите несколько картинок (сначала 3—4, потом количество можно увеличить). На картинках могут быть изображены, например, средства передвижения (машина, поезд, автобус, самолет). Скажите: Это — транспорт. На нем мы ездим. Называйте транспортное средство, ребенку нужно показать соответствующую картинку. По картинкам удобно знакомить ребенка со словами, когда нет возможности «вживую» показать те предметы, которые они обозначают. По картинкам можно знакомить с названиями животных.

   Устраивайте игровые занятия (минут на пятнадцать), посвященные одной теме. Например: «Одеваем куклу». Разложите кукольную одежду, скажите: Это — одежда. Сейчас мы будем одевать Лялю. Просите ребенка надеть на куклу платье, кофту, туфли и т.п.

   Другая игра: «Идем в магазин». Скажите ребенку, что вы пришли в магазин за продуктами. Разложите на столе настоящие продукты (хлеб, масло, молоко, сыр). Объясните, что продукты — это то, что мы едим. Пусть ребенок играет роль продавца, вы — покупателя. Вы называете продукт, который ему нужно продать. Можете платить с помощью настоящих денег или нарисованных. В эту игру лучше играть после того, как ребенок побывал в магазине.

Примерный речевой материал

Одежда (сюда же можно отнести и обувь): майка, трусики, штанишки, платье, кофта, носки, куртка, шапка, шарф, варежки, шуба, тапки, сапоги, ботинки.

Мебель (и вообще предметы интерьера — все, что может находиться в комнате): стол, стул, диван, кресло, ковер, картина, лампа, дверь, окно, кровать.

Продукты (овощи, фрукты — все съестное): масло, сыр, молоко, чай, кофе, компот, хлеб, булка, каша, суп, борщ, творог, яблоко, банан, слива, помидор, апельсин, вишня.

Транспорт: машина, поезд, трамваи, автобус, метро, самолет, корабль.

Животные (дикие и домашние, сюда же можно отнести птиц и рыб): кот, собака, корова, курица, петух, гусь, коза, мышь, слон, тигр, лев, волк, лиса, заяц, медведь, птичка, рыбка, воробей, голубь.

Посуда: тарелка, чашка, ложка, блюдце, чайник, кастрюля, нож, вилка, стакан, хлебница, миска.

Слова-действия

   Глагольная лексика занимает в словаре ребенка более важное место, чем какая-либо иная (имена существительные, прилагательные и т.д.), поскольку именно глагол является стержнем, на который в дальнейшем нанизывается фраза.

   В первую очередь нужно сформировать у ребенка понимание трех категорий глаголов:

Глаголов, обозначающих движение или состояние предметов, а также человеческого тела (идти, лежать, стоять, ехать). 

Глаголов, обозначающих наиболее часто повторяющиеся действия (есть, говорить, убирать, ломать). 

Глаголов, обозначающих наиболее характерные функции, присущие конкретным предметам (лампочка горит, вода течет и т. п.).


   Пусть ребенок выполняет различные движения по вашей команде (иди, стой, ляг и т.п.). Команды давайте односложные. Если слово для ребенка непонятно, сами совершайте то движение, которое оно называет. Затем повторяйте команду, пусть ребенок выполнит ее.

   Задавайте ребенку вопросы по поводу того, что он в данный момент делает (Коля сидит? Коля кушает?). Иногда намеренно называйте не то действие, которое он совершает: Коля лежит? (в то время как он сидит), Коля умывается? (когда он обедает). Ребенку нужно уметь ответить отрицательно. Подбирайте действия, которые можно охарак­теризовать одним только глаголом (без дополнения), например: Коля моет руки. Коля чистит зубы и т. п.).

   Совершайте какое-нибудь действие, например, шагайте. Одновремен­но спрашивайте: Я лежу? Я стою? Я иду? Когда ребенок услышит слово, правильно характеризующее действие, он должен кивнуть головой или сказать да. Если он не сразу поймет задание, повторяйте упражнение по нескольку раз. Если ребенок ошибочно скажет да, сейчас же совершите то действие, которое он фактически назвал (упадите на кровать, скажите: Вот теперь я лежу).

Это упражнение выполняйте иначе. Совершайте какое-либо действие с предметом (катайте по полу игрушечный автомобиль), спрашивайте: Машина летит? Машина едет? Машина кушает? Ребенок должен сказать да или кивнуть головой, когда вы называете нужный глагол. Если он сделал это не вовремя, покажите то действие, которое он на самом деле назвал (поводите машиной по воздуху, спросите: Разве машины летают?). Вместе с глаголом используйте только те имена существи­тельные, смысл которых ребенку ясен.

   Знакомьте ребенка с действиями, характерными для тех или иных предметов. Включайте и выключайте свет, спрашивайте: Лампочка горит? Ребенок должен ответить утвердительно или отрицательно. Не используйте частицу не (не горит), ее смысл ребенку пока не понятен. Можно попеременно закручивать и откручивать кран. При этом спрашивайте: Вода течет? Можно извлекать звуки из звучащих игрушек (Ляля плачет? Погремушка гремит?).

   Задавайте провокационные вопросы по поводу действий, которые могут совершаться предметами (в том числе называйте и действия, которые для них характерны). Например: Самолет может идти? Самолет может лететь ? Птичка может говорить? Птичка может рычать? Птичка может петь? Если ребенок отвечает неправильно, объясняйте ошибку (Разве у самолета есть ноги, чтобы ходить? Ведь ходят ногами. Разве птичка — человек, чтобы разговаривать? Ведь говорить могут только люди).

   При выполнении трех последних упражнений опирайтесь на предметы, внешний вид и функции которых ребенку известны. Например, ребенок может не знать, что такое самолет, есть ли у него ноги и т. п.


Примерный речевой материал

Глаголы движения и состояния: лежать, бежать, топать, спать, ползти, идти, сидеть, стоять, плыть, лететь, падать, вставать, прыгать, хлопать. Глаголы-действия: брать, давать, говорить, плакать, смеяться, улыбаться, одеваться, умываться, мыть, чистить, кормить, кушать, рисовать, читать, убирать, стирать, смотреть, слушать, гулять, играть, бросать, ловить, лепить, вытирать, класть.

Глаголы-функции: (огонь) горит, (вода) течет, (дождик) капает, (ветер) дует, (снег) идет, (чайник) кипит, (корабль) плывет, (каша) варится, (цветок) цветет, (стол) стоит, (машина) едет, (самолет) летит, (собака) лает, (кот) мяукает, (тигр) рычит, (веник) подметает.

Слова-качества

   Нужно познакомить ребенка с прилагательными, обозначающими:Хочу такой сайт

Основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый). 

Величину предметов (большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий).

  Работая над словарем прилагательных, вы одновременно будете развивать у ребенка зрительное внимание и восприятие, формировать некоторые первоначальные умственные действия — навыки сравнения и обобщения.

  Здесь понадобятся одинаковые предметы различной величины и разного цвета. Подобрать их будет довольно сложно, поэтому советуем изготовить комплект кружков и квадратов шести основных цветов. Геометрические фигуры должны быть двух размеров: большие и маленькие. Можно использовать кубики — каждый кубик должен быть целиком окрашен в один цвет. Вам пригодятся нарезанные из бумаги (одноцветной, но не белой) полоски: широкие, узкие, длинные и короткие. Полоски должны заметно различаться между собой по длине и ширине. Купите также простой конструктор из кубиков и брусочков (он потребуется вам и в дальнейшем).

   Предметы, которые вы будете предлагать ребенку, должны отличаться друг от друга только одним каким-нибудь признаком — так ему легче будет различать их. То есть кружки разного размера должны быть одного цвета, и наоборот, кружки разного цвета должны быть одной величины; полоски, различающиеся длиной, должны иметь одинаковую ширину, а полоски разной ширины должны иметь одну и ту же длину. 

    Всякое слово, называющее предмет, в то же время выражает понятие о нем и является отвлечением от конкретного данного предмета, поскольку позволяет этим же словом называть любой другой подобный предмет (всякий стул, всякий стол и т.п.). Если ребенок научился понимать какое-то слово и соотносить его с предметом, значит, он составил об этом предмете первоначальное понятие (он знает, как он выглядит, что он такое сам по себе, как его можно использовать). Примерно то же самое можно сказать и о словах-действиях. Со словами же признаками дело обстоит несколь­ко сложнее. Это более высокий уровень абстрагирования. Ведь признаки могут мыслиться вообще без конкретных предметов. Красный цвет — это просто цвет, он может быть приложим к любому предмету, а может рас­сматриваться независимо от этого — просто как цвет. Понятие величи­ны — это хотя и простая, но все-таки математическая категория. 

   Необходимо составить у ребенка не просто представления о красных и зеленых кубиках или узких и широких дорогах, а сформировать понятия о цвете и величине как таковых. Тогда в дальнейшем он сможет самосто­ятельно «прикладывать» их к различным, в том числе и новым для него предметам. Эту цель (помимо простого знакомства с именами прилага­тельными) и преследуют наши упражнения. 

   Положите два кубика разного цвета (красный и зеленый). Несколько раз назовите их цвет. Затем попросите ребенка показать, где красный кубик, а где — зеленый. Здесь и в других упражнениях вместо кубиков можно использовать кружочки или квадратики (но только что-нибудь одно). 

  Когда ребенок запомнит цвета, выложите на стол еще несколько крас­ных и зеленых кубиков. Попросите показать сначала красные, потом зеленые. Если ребенок покажет только один кубик (тот, что уже показывал), попросите его найти точно такой же. Кладите два кубика рядом и спрашивайте, одинаковые они по цвету или нет. Объясните, что красный и зеленый — это цвета. 

   Эти два упражнения выполняйте с кубиками других цветов. Цвета предъявляйте попарно (белый — красный, желтый — зеленый и т.п.).

Положите на стол кубики двух цветов (например, синие и зеленые). Попросите ребенка отобрать кубики сначала одного цвета, потом — другого.

   Это же упражнение выполняйте с кубиками трех цветов.

Дайте ребенку разноцветные фломастеры. Попросите провести на листе бумаги линию красного (желтого, синего, черного, зеленого) цвета.

Пусть ребенок рисует кружки. Вы назначаете цвет.

Пусть он рисует любые фигурки на свой выбор. Вы называете цвет фломастера.

Нарисуйте на бумаге несколько цветовых пятен. Пусть ребенок покажет, где красное, желтое и т. п. Так и формулируйте просьбу: Покажи, где красное, и т. п.

Пусть ребенок покажет в комнате все, что красного цвета. Подсказывайте ему.

   Это же упражнение выполняйте с другими цветами. Особенное внимание обратите на белый (он часто выступает фоном для других цветов и как цвет опознается сложнее).

   Просите ребенка показывать цвета на сюжетных картинках. Если фон картинки белый, спросите: А где на картинке — белый?

Положите кубики, кружочки и квадратики двух цветов (например, красные и черные). Пусть ребенок разложит предметы на две кучки по цвету. Если он будет стремиться отбирать предметы только одной формы (кубики), указывайте ему, что другие фигурки тоже красные (черные). Объясняйте: Ведь я просила тебя выбрать не кубики, а все — все, что красного цвета.

   Это упражнение выполняйте с другими цветами. Предъявляйте их попарно.

   То же самое делайте с фигурками трех цветов (можно попробовать взять больше цветов, но, скорее всего, ребенок не справится). Однако попробовать можно.

   После того как ребенок освоил цвета, нужно знакомить его с понятием величины.

   Положите большие и маленькие кружки, кубики и квадраты (они должны лежать попарно — большой кружок и маленький рядом, чтобы ребенок мог сравнивать их). Показывайте на предмет, ребенку нужно руками изображать его размер. Спрашивайте: Этот кружок — такой (делаете широкий жест) или — такой (сближаете руки)? Упражнение выполняйте иначе. Показывайте ребенку на тот или иной предмет и спрашивайте: Это — большой? Это — маленький? Время от времени допускайте «ошибки» (говорите про большой, что он — маленький, и наоборот), ребенку нужно исправлять ваши «ошибки».

   Попросите ребенка разложить предметы на две кучки: большие и маленькие. Сначала пусть раскладывает предметы одного вида (только кружки), потом — двух (кружки и квадраты), потом (если получится) — трех (кружки, квадраты и кубики).

   Стройте из кубиков башенки (двух размеров — из пары кубиков и из четырех). Показывайте рукой высоту башенки и сообщайте, высокая она или низкая.

   Постройте высокую и низкую башенки, ребенку нужно рукой показать их высоту.

   В дальнейшем просите его показать, где — высокая, а где — низкая, с опорой только на слова (без жестов).

Желаем успехов!

По книге "Речь ребенка после года до трех лет"  М.А. Поляковой

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 16.03.2021

Дата обновления: 12.03.2023

Дата публикации: 14.07.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».