09.08.2021
Цель: запуск речи у ребёнка, который ещё не говорит (или
говорит мало/ не понятно/ редко использует фразовую речь).
Для этого мы хотим, чтобы малыш:
-распознавал,
-понимал,
-усваивал,
-использовал образцы слов и фраз из нашей речи.
То есть обучался в естественной среде.
Как нам говорить, чтобы ему помочь?
-1-
Слегка замедлите темп. Представьте себя иностранцем. Проще понимать речь, когда
носитель языка говорит быстро? Нет? В данном случае носитель - это вы Судьбоносный
человек в плане языка, ведь малыш большую часть времени проводит с вами.
Грамотное ПАУЗИРОВАНИЕ позволит неокрепшим умам выделить смысловые единицы!
Делайте небольшие паузы. Не только между предложениями, но и между словами.
"Ведь говорению всегда предшествует понимание" - комфортно ли малышу
это воспринимать? Поняли, что я написала?
-2-
Используйте короткие, упрощенные фразы и предложения. Если ребёнку пора
говорить, а он МОЛЧИТ, оставьте богатство речи и художественные обороты на
будущее. Сейчас они не польза, а вред. Он не в силах самостоятельно выделить
главное из разнообразного речевого потока. Так появляется искусственная
задержка понимания речи и говорения. Хотели добра, получили то, что имеем. Чем
проще язык, тем лучше. Пока не научится хорошо пользоваться фразами. Главное,
как можно скорее вызвать словесную коммуникацию. А потом обогащать речь.
-3-
Используйте ОДНИ И ТЕ ЖЕ слова и предложения в повторяющемся контексте жизни.
Например, видя медведя, не говорите каждый раз новое слово "мишка,
косолапый, медвежонок". Оставьте пока одно "миша", оптимальное
для восприятия и произношения. Запишите набор фраз типа "идём
гулять", "дай мне", "пора спать", "помоги",
"ляля ест", "киса спит", прикрепите на холодильник и
используйте, не изменяя. Это речевые образцы, так малыш быстрее начнет ими
пользоваться. ПОКАЖИТЕ, что ему нужно сказать в определённой ситуации, как
просить у вас! Повторяйте с любовью и терпением изо дня в день.
-4-
Эмоционируйте. Монотонная речь усваивается детьми в разы хуже или просто звучит
как "бубубубубу", одинаково. Чем ярче эмоция, тем сильнее врезаются в
память слова, связанные с ней. Малыш впервые увидел кошку? Покажите свой
восторг, как будто вы тоже первый раз её видите! Киса. Ки-са. КИСА. И всегда с
окраской голоса. Существует взаимосвязь эмоций, мышления и речи.
-5-
Не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными. "КотИК, зайчИК, пёсИК,
домИК" - слова приобретают похожее звучание.
У малышей пока ещё плохо развит слух на звуки речи (примеры трехлетней Алисы:
"сБущенка"-сгущенка, "таГуретка" - табуретка). Из-за этого
они путают слова между собой, искажают их! "Заяц, кот, дом, пёс" -
так контрастнее, четче
Ласковые слова говорите только когда это уместно. При этом слово в обычном его
варианте тоже используйте.
-6-
Выразительная интонация и артикуляция с привлечением внимания малыша к вашим
губам. Не мямлим)), пусть будет хорошо слышно каждый звук, каждое слово!
Зрительный анализатор ребёнка позволит "услышать" то, что не позволил
распознать незрелый фонематический слух!
*Дети с речевыми расстройствами часто не хотят смотреть на лицо и рот
взрослого. Не давите, усилие к распознаванию речи формируется постепенно, через
игру (можно разрисовать лица, как у клоунов, например, для привлечения внимания
к органам артикуляции). Обязательно поощряйте малыша после трех-пяти минут
игры.
В любой коммуникации ставьте себя на место ребенка. Каково это, познавать новый
мир слов? Тогда все встанет на свои места.
Анна Русских, логопед - дефектолог, специалист психолого - педагогической
реабилитации детей с ОВЗ, автор мобильного приложения "Привет, логопед!
Запуск речи" (Android, iOS)
Просмотров всего: , сегодня: