Речь взрослых, которая поможет малышу заговорить! Какая она?

09.08.2021

Цель: запуск речи у ребёнка, который ещё не говорит (или говорит мало/ не понятно/ редко использует фразовую речь).

Для этого мы хотим, чтобы малыш:
-распознавал,
-понимал,
-усваивал,
-использовал образцы слов и фраз из нашей речи.
 То есть обучался в естественной среде.

Как нам говорить, чтобы ему помочь?

-1-
Слегка замедлите темп. Представьте себя иностранцем. Проще понимать речь, когда носитель языка говорит быстро? Нет? В данном случае носитель - это вы  Судьбоносный человек в плане языка, ведь малыш большую часть времени проводит с вами.
Грамотное ПАУЗИРОВАНИЕ позволит неокрепшим умам выделить смысловые единицы! Делайте небольшие паузы. Не только между предложениями, но и между словами.
"Ведь говорению всегда предшествует понимание" - комфортно ли малышу это воспринимать? Поняли, что я написала? 

-2-
Используйте короткие, упрощенные фразы и предложения. Если ребёнку пора говорить, а он МОЛЧИТ, оставьте богатство речи и художественные обороты на будущее. Сейчас они не польза, а вред. Он не в силах самостоятельно выделить главное из разнообразного речевого потока. Так появляется искусственная задержка понимания речи и говорения. Хотели добра, получили то, что имеем. Чем проще язык, тем лучше. Пока не научится хорошо пользоваться фразами. Главное, как можно скорее вызвать словесную коммуникацию. А потом обогащать речь.

-3-
Используйте ОДНИ И ТЕ ЖЕ слова и предложения в повторяющемся контексте жизни. Например, видя медведя, не говорите каждый раз новое слово "мишка, косолапый, медвежонок". Оставьте пока одно "миша", оптимальное для восприятия и произношения. Запишите набор фраз типа "идём гулять", "дай мне", "пора спать", "помоги", "ляля ест", "киса спит", прикрепите на холодильник и используйте, не изменяя. Это речевые образцы, так малыш быстрее начнет ими пользоваться. ПОКАЖИТЕ, что ему нужно сказать в определённой ситуации, как просить у вас! Повторяйте с любовью и терпением изо дня в день.

-4-
Эмоционируйте. Монотонная речь усваивается детьми в разы хуже или просто звучит как "бубубубубу", одинаково. Чем ярче эмоция, тем сильнее врезаются в память слова, связанные с ней. Малыш впервые увидел кошку? Покажите свой восторг, как будто вы тоже первый раз её видите! Киса. Ки-са. КИСА. И всегда с окраской голоса. Существует взаимосвязь эмоций, мышления и речи.

-5-
Не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными. "КотИК, зайчИК, пёсИК, домИК" - слова приобретают похожее звучание.

У малышей пока ещё плохо развит слух на звуки речи (примеры трехлетней Алисы: "сБущенка"-сгущенка, "таГуретка" - табуретка). Из-за этого они путают слова между собой, искажают их! "Заяц, кот, дом, пёс" - так контрастнее, четче 

Ласковые слова говорите только когда это уместно. При этом слово в обычном его варианте тоже используйте.

-6-
Выразительная интонация и артикуляция с привлечением внимания малыша к вашим губам. Не мямлим)), пусть будет хорошо слышно каждый звук, каждое слово! Зрительный анализатор ребёнка позволит "услышать" то, что не позволил распознать незрелый фонематический слух!
*Дети с речевыми расстройствами часто не хотят смотреть на лицо и рот взрослого. Не давите, усилие к распознаванию речи формируется постепенно, через игру (можно разрисовать лица, как у клоунов, например, для привлечения внимания к органам артикуляции). Обязательно поощряйте малыша после трех-пяти минут игры.
В любой коммуникации ставьте себя на место ребенка. Каково это, познавать новый мир слов? Тогда все встанет на свои места.

Анна Русских, логопед - дефектолог, специалист психолого - педагогической реабилитации детей с ОВЗ, автор мобильного приложения "Привет, логопед! Запуск речи" (Android, iOS)

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 07.08.2021Хочу такой сайт

Дата обновления: 10.03.2023

Дата публикации: 09.08.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».