05.10.2018
На третьем году жизни продолжается период интенсивного развития самостоятельности во всех сферах жизни и деятельности ребенка. «Я сам», - говорит кроха и выдергивает свои ручки из ваших, чтобы помыть их, или хватает тряпку, чтобы вытереть лужу со стола.
Очень важно не упустить этот период, когда ребенок так стремится к самостоятельности. Именно сейчас он очень хочет учиться застегивать пуговицы, умываться и одевать варежки, а также пылесосить, подметать и мыть посуду, и как раз сейчас - наиболее благоприятное время для формирования навыков самообслуживания и бытовых умений.
·Для ознакомления ребенка с действиями по самообслуживанию можно использовать: наблюдения за действиями взрослых и других детей, рассматривание иллюстраций в книгах, дидактические игры, чтение художественных произведений, рассказывание соответствующих потешек и стихов. · Воспитывайте у ребенка любовь к порядку. Предлагайте ребенку помочь вам, когда вы убираете квартиру, развешиваете одежду, расставляете в коридоре обувь...
· Воспитывайте у ребенка привычку к опрятности: помогайте пользоваться носовым платком, салфеткой, обращайте внимание малыша на его одежду (если она мокрая или запачкана, предложите еѐ сменить), учите беречь вещи. · Прививайте крохе навыки культурного поведения: спокойно сидеть за столом, пользоваться салфеткой, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь. · Будьте постоянны, систематичны и последовательны, соблюдайте ежедневно повторяющиеся ритуалы приема пищи, отхода ко сну, собирания на прогулку и т.д. Ритуалы помогают ребѐнку настроиться на определенные действия. · Пусть малыш лучше плохо, но сам умоется или причешется, чем вы раз за разом будете делать это за него, отбивая желание пробовать свои силы. И обязательно хвалите малыша за любые усилия. · Старайтесь сделать процесс привития культурно-гигиенических навыков интересным. Если ребенок напрочь отказывается что-то делать, не стоит идти напролом, лучше применить маленькие хитрости (например, не чистим зубки, а «красим» их «белой краской»). · Помогайте крохе усваивать культурно-гигиенические навыки и с помощью игровых ситуаций: напоминайте, например, что игрушечному медвежонку тоже надо мыть руки перед едой. · Для формирования культурно-гигиенических навыков у малыша создайте определенные условия: повесьте крючок для полотенца так, чтобы ребенок легко мог до него дотянуться, подставьте к раковине скамеечку (с нескользящими ножками), чтобы ему было удобно доставать до крана. Ребенок должен иметь возможность посмотреть на себя в зеркало, чтобы проверить свой внешний вид; расческа, щетка для одежды, тоже должны быть ему доступны.
· Учитывайте, что скорость формирования навыков самообслуживания индивидуальна для каждого малыша и зависит от его особенностей, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик) и многих других факторов. Освоенные культурно-гигиенические навыки только к 5-6 годам превратятся в привычные действия, выполнение которых станет личной потребностью ребенка. Поэтому у 2-3 летнего ребенка необходимо постоянно повторять и закреплять навыки самообслуживания. Иначе, малыш может перестать использовать недавно полученный навык.
Дети с удовольствием кушают под текст потешек. Советую их широко использовать.
Кормление.
Варись, варись, кашка,
В голубенькой чашке.
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Из густого молока,
Да из мелкой крупки.
У того, кто кашку ест,
Вырастут все зубки.
***
Умница, Катенька, ешь кашку
сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую,
душистую.
Когда ребенок пьет молоко, добавьте от себя : « Пейте, дети, молоко — будете здоровы !»
Во время умывания, как и в других случаях, обязательно разговаривайте с ним, используя потешки.
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся.
***
Водичка, водичка,
Умой моѐ личико.
Чтобы зубки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Умоет Саше личико,
Анечке — ладошки,
Пальчики — Антошке.
Проговаривая потешку, демонстрируйте на себе умывание, показывая, где у вас глазки, щечки, ротик, зубки, ладошки, пальчики.
Лапки?
1. Мыли.
Ушки?
1. Мыли.
Хвостик?
1. Мыли.
Все помыли !
И теперь мы чистые,
Зайчики пушистые !
Проблема для ребенка — научиться самостоятельно одеваться. Конечно , вам гораздо проще одеть его самому, чем многократно показать ему одни и те же действия, не видя при этом ни какого результата. Тем не менее будьте терпеливы, систематически проводите эту работу, не меняйте порядок ее выполнения. Расскажите потешку, обувая ребенка на прогулку.
Вот они — сапожки.
Этот - с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем мы сапожки :
Этот - с левой ножки,
Этот — с правой ножки.
При одевании : Завяжу потуже шарф,
Буду делать снежный шар,
Я шар покачу,
Я гулять хочу.
Когда ребенок уже одет на прогулку, не забудьте похвалить его, приободрить, что бы с хорошим настроением выйти на улицу.
Мишутка.
Шапка да шубка -
Вот и весь Мишутка !
Постепенно приучаем детей самостоятельно одеваться на прогулку. Для этого существует алгоритм (последовательность ) одевания : колготки, платье, рубашка, кофта, теплые штаны, шерстяные носки, сапожки, шапка, куртка, шубка, шарф, варежки. Учите детей не только надевать и снимать одежду, но и складывать и убирать ее в определенное место. Тем самым вы воспитаете у него привычку к аккуратности и сформируете положительные навыки поведения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.10.2018
Дата обновления: 10.03.2023
Дата публикации: 05.10.2018