17.12.2018
Всё чаще в родительской среде встречается
недоумение по поводу нужности русских народных сказок. И, кстати, не только
родителей, многие молодые специалисты так же задают вопрос, зачем современному ребёнку нужно читать "Колобок", "Теремок"?
...Был у меня не очень давно такой случай, вспоминает
нейропсихолог Елена Порошина, привели девочку на консультацию 2,5
года-заикание, начинаем разбираться, вроде бы всё хорошо, очень заботливые,
принимающие родители, да, немного тревожные, но грамотные. И ребёнок, особенно
ничем не отличается от сверстников, в принципе разговаривает ровно, можно было
подумать, что процесс заикания имеет возрастной аспект, то есть началось
созревание эмоций, плюс активное речевое развитие и вот результат, ребёнок не
успевает за мыслью. Однако, так чаще происходит у сильно тревожных деток или у
сильно подвижных, данный случай как-то не вписывался в картину. Моторная сфера
так же в границах нормативного созревания. В общем, приходит мне в голову
вопрос, а что же родители читают ребёнку, чем её занимают в свободное время и
тут, как в детективе - вопрос решается, читают они ребёнку Алису в стране чудес
Л.Кэролла. Я задаю вопрос, а как же "Колобок" - "Теремок"? И
в ответ слышу, что это ей скучно и что эти сказки не развивают. В общем,
достаточно долго мы беседовали о необходимости потешек и сказок, девочка ходила
на занятия, заикание стало проходить, но затем включились родительские
программы, и они ушли.
Так вот, про сказки. Сказки - самый главный
инструмент для развития связной речи детей.
Они:
раскрывают перед малышами выразительность языка;
знакомят с образными выражениями, народным юмором;
учат упорядочено излагать мысли.
И все это происходит подспудно, достаточно только
лишь детям часто слышать сказки. Не отказывайте им в этом удовольствии, а еще
постарайтесь рассказывать или читать эмоционально, вживаясь в образы, тогда
дети поймут, что зайчик говорит совсем не так как волк, научатся различать нежные,
грубые и нейтральные слова и фразы.
Сказки возникли раньше всех произведений устного
народного творчества, но, когда ваш малыш придумает первую свою сказку, это
скажет вам о том, что его речь хорошо развита, и вы не зря старались.
Вот так с колыбельной до сказки и воспитывались
дети раньше. И теперь это самый лучший способ развития для дошкольников.
В чем же нейропсихологический
секрет? Фольклорные сказки, такие как "Заюшкина избушка",
"Лисичка со скалочкой", "Теремок", "Колобок",
"Курочка Ряба", а также потешки, имеют многократную повторяющуюся
структуру. Развитие мозга и психики в онтогенезе так же имеет повторяющуюся
структуру. Предлагая ребёнку потешки и
сказки, мы формируем ритм, а ритм - это мощный аспект работы стволовых и подкорковых
структур мозга, те, что обеспечивают усидчивость, тонус и концентрацию.
Как это работает: напевая ребёнку потешку или
читая сказку, а если при этом еще и в такт слегка покачиваться, но даже
вербально, мы придерживаемся устойчивого темпо-ритмического рисунка, ухо
ребёнка воспринимает это и перерабатывает как через звук, так и задействуя,
вестибулярную систему тем самым стабилизируется тонус и ритм организма. Кроме
этого, включается лимбическая система, отвечающая за эмоциональную регуляцию, а
поскольку сказка имеет мощный эмоциональный подтекст, то функции лимбической
системы обеспечивают включение таких эмоций, как сопереживание, проработку
страхов, радости и др.
Кора мозга-самое новое, но самое
"умное" мозговое образование, обеспечивает интеллектуальную
переработку сказочных сюжетов, слушая сказку, у ребёнка работают сразу все
отделы мозговой коры: височные отделы-обрабатывают речевую сторону сказки,
затылочные -позволяют представить образы героев и предметов, теменные-перерабатывают
ощущения от движений и образов в пространственные системы, лобные контролируют
и обеспечивают интерес. А для того, чтобы все эти процессы закреплялись, в
раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо сначала читать простые сказки и
потешки, так как они способствуют формированию устойчивых нейронных связей
между отделами мозга, чем младше ребёнок, тем чаще и устойчивей должны быть
повторения. А более сложные литературные произведения можно добавлять по мере
созревания нервной системы и психики ребёнка. В общем, всему своё время.
Предлагая двухлетнему ребёнку абстрактные
произведения, мы задействуем более молодые функции мозга-кору, да он узнаёт
слова, но поскольку слов и событий в таких произведениях много, ребёнку нет
возможности опереться на собственный чувственный опыт, нет возможности узнать и
припомнить предыдущие события, а это создаёт необходимость совершать
дополнительные усилия мозгу и обкрадывает его ресурс, в поведении это
отмечается в снижении концентрации, запинках в речи, тревожности. В общем,
каждой сказке - свой возраст!
По материалам Елены Порошиной
и сайта: https://rechrebenka.ru/
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.12.2018
Дата обновления: 10.03.2023
Дата публикации: 17.12.2018