Зачем современному ребенку русские народные сказки и потешки? Взгляд нейропсихолога и логопеда

17.12.2018

Всё чаще в родительской среде встречается недоумение по поводу нужности русских народных сказок. И, кстати, не только родителей, многие молодые специалисты так же задают вопрос, зачем современному ребёнку нужно читать "Колобок", "Теремок"?

...Был у меня не очень давно такой случай, вспоминает нейропсихолог Елена Порошина, привели девочку на консультацию 2,5 года-заикание, начинаем разбираться, вроде бы всё хорошо, очень заботливые, принимающие родители, да, немного тревожные, но грамотные. И ребёнок, особенно ничем не отличается от сверстников, в принципе разговаривает ровно, можно было подумать, что процесс заикания имеет возрастной аспект, то есть началось созревание эмоций, плюс активное речевое развитие и вот результат, ребёнок не успевает за мыслью. Однако, так чаще происходит у сильно тревожных деток или у сильно подвижных, данный случай как-то не вписывался в картину. Моторная сфера так же в границах нормативного созревания. В общем, приходит мне в голову вопрос, а что же родители читают ребёнку, чем её занимают в свободное время и тут, как в детективе - вопрос решается, читают они ребёнку Алису в стране чудес Л.Кэролла. Я задаю вопрос, а как же "Колобок" - "Теремок"? И в ответ слышу, что это ей скучно и что эти сказки не развивают. В общем, достаточно долго мы беседовали о необходимости потешек и сказок, девочка ходила на занятия, заикание стало проходить, но затем включились родительские программы, и они ушли.

 Так вот, про сказки. Сказки - самый главный инструмент для развития связной речи детей.

Они:

раскрывают перед малышами выразительность языка;

знакомят с образными выражениями, народным юмором;

учат упорядочено излагать мысли.

И все это происходит подспудно, достаточно только лишь детям часто слышать сказки. Не отказывайте им в этом удовольствии, а еще постарайтесь рассказывать или читать эмоционально, вживаясь в образы, тогда дети поймут, что зайчик говорит совсем не так как волк, научатся различать нежные, грубые и нейтральные слова и фразы.

Сказки возникли раньше всех произведений устного народного творчества, но, когда ваш малыш придумает первую свою сказку, это скажет вам о том, что его речь хорошо развита, и вы не зря старались.

Вот так с колыбельной до сказки и воспитывались дети раньше. И теперь это самый лучший способ развития для дошкольников.Хочу такой сайт

 В чем же нейропсихологический секрет? Фольклорные сказки, такие как "Заюшкина избушка", "Лисичка со скалочкой", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба", а также потешки, имеют многократную повторяющуюся структуру. Развитие мозга и психики в онтогенезе так же имеет повторяющуюся структуру. Предлагая ребёнку потешки и сказки, мы формируем ритм, а ритм - это мощный аспект работы стволовых и подкорковых структур мозга, те, что обеспечивают усидчивость, тонус и концентрацию.

 Как это работает: напевая ребёнку потешку или читая сказку, а если при этом еще и в такт слегка покачиваться, но даже вербально, мы придерживаемся устойчивого темпо-ритмического рисунка, ухо ребёнка воспринимает это и перерабатывает как через звук, так и задействуя, вестибулярную систему тем самым стабилизируется тонус и ритм организма. Кроме этого, включается лимбическая система, отвечающая за эмоциональную регуляцию, а поскольку сказка имеет мощный эмоциональный подтекст, то функции лимбической системы обеспечивают включение таких эмоций, как сопереживание, проработку страхов, радости и др.

 Кора мозга-самое новое, но самое "умное" мозговое образование, обеспечивает интеллектуальную переработку сказочных сюжетов, слушая сказку, у ребёнка работают сразу все отделы мозговой коры: височные отделы-обрабатывают речевую сторону сказки, затылочные -позволяют представить образы героев и предметов, теменные-перерабатывают ощущения от движений и образов в пространственные системы, лобные контролируют и обеспечивают интерес. А для того, чтобы все эти процессы закреплялись, в раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо сначала читать простые сказки и потешки, так как они способствуют формированию устойчивых нейронных связей между отделами мозга, чем младше ребёнок, тем чаще и устойчивей должны быть повторения. А более сложные литературные произведения можно добавлять по мере созревания нервной системы и психики ребёнка. В общем, всему своё время.

Предлагая двухлетнему ребёнку абстрактные произведения, мы задействуем более молодые функции мозга-кору, да он узнаёт слова, но поскольку слов и событий в таких произведениях много, ребёнку нет возможности опереться на собственный чувственный опыт, нет возможности узнать и припомнить предыдущие события, а это создаёт необходимость совершать дополнительные усилия мозгу и обкрадывает его ресурс, в поведении это отмечается в снижении концентрации, запинках в речи, тревожности. В общем, каждой сказке - свой возраст!

По материалам Елены Порошиной

и сайта: https://rechrebenka.ru/

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.12.2018

Дата обновления: 10.03.2023

Дата публикации: 17.12.2018

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».