17.02.2019
Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно
важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает
координировать работу этих систем. Рисование участвует в конструировании
зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает
чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства разных
художественных материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех
или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному познанию окружающего
мира.
«Дети
должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии,
творчества».
Василий Александрович Сухомлинский
Удивительное явление искусства - рисование в
детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни рисует грандиозные
композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и
навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные и
талантливые дети. Но с 3 летнего возраста юные художники в своих рисунках
обязательно проходят стадии «каракулей», которые содержат вполне конкретную
информацию и смысл.
Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно
важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает
координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия
пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и
линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании
зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает
чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства разных
художественных материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех
или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному познанию окружающего
мира.
Рисование – большая и серьезная работа для ребенка.
Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно
указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы,
случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей
в рисунках, они отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного
опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6
лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди
или сверху. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не
безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной
изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки
больше, чем образец, с которого они рисовали.
Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто
рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только
смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании
межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется
конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария
мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает
левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью.
Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и
ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в
образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.
Большинство специалистов – и психологов, и педагогов
– сходятся во мнении: детское рисование – один из видов
аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или
мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности,
касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети,
как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая
индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода),
отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по
мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать.
Неслучайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью».
Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими
функциями–зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не
просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между
собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и
зафиксировать модель представления о мире. Наконец, рисование – это важный
информационный и коммуникативный канал.
Детское творчество-область самостоятельного,
своеобразного искусства. Можно отметить, что между ребёнком и скажем,
художником импрессионистом есть много общего. Это свобода самовыражения,
огромный интерес к экспериментированию, любовь к цвету, смелость рисунка.
Анализируя детский рисунок, можно сказать, что
ребёнок проводит самые немыслимые линии, изображает невозможные по цвету и
форме пятна. Главное для юного художника процесс, а не результат. Хотя
результат тоже всегда восхищает и радует, вызывая определённые эмоции.
В 5-6 лет дети уже достаточно опытные «художники».
Они более уверенно и свободно владеют кистью, с удовольствием рисуют красками.
К 7 годам формируются предпосылки для успешного
перехода на следующую ступень образования. Занятия изобразительным
искусством развивают не только творческие процессы, но и помогают усвоению
разных предметов. Математика – это ориентирование в пространстве и на
листе, расположение, формат листа (вертикальный, горизонтальный и т.д.), счёт,
форма предметов, подготовка руки к письму. Биология-строение растений,
животных, человека и т.п.
Одной из важных частей работы по развитию
творчества, является работа с цветом. Давно замечено, что дети, будучи самыми
маленькими, не боятся красок, любят цвет, и их рисунки отличаются яркостью и красочностью.
На занятиях по рисованию, дети учатся наблюдать, замечать окружающий мир, во
всём богатстве оттенков.
Использование ярких, чистых цветов присуще
дошкольникам всех возрастов. Скажем яркими цветами дети изображают любимых
героев, радостные события, а тёмными рисуют не любимых, злых героев и печальные
явления.
Знакомясь с цветом, дети землю изображают -
коричневой, небо-голубым цветом, солнце - жёлтым, траву - зелёным. Цвет служит
средством обозначения предмета.
Другое средство выразительности - линия.
Любимые предметы, явления воспитанники рисуют
старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые события изображают небрежной
линией.
Дети очень часто используют в своём творчестве приём
гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в работах, то,
сто особенно значимо. Например, рисуя первый снег, дети изображают падающие
снежинки огромных размеров.
Занятия изобразительным искусством развивают и
обучают детей.
В изостудии ребята считают, слушают стихи, музыку,
изучают природные явления, животных, человека, природу и мн.др. Ведь прежде чем
изобразить что-либо, нужно изучить, понять этот предмет или явление. Поэтому не
нужно упрекать ребёнка в том, что он рисует. Ведь таким образом он познаёт
окружающий мир.
Дорогие родители! Приобретите Вашему ребёнку разные
художественные материалы: краски, восковые мелки, фломастеры, пастель, уголь,
цветные карандаши, пластилин, стеку, клеёночку! А для этого необходимо
организовать рабочее место и выделить 30 минут. Пусть ваш юный художник рядом с
вами занимается творчеством, даже когда вы готовите ужин, убираетесь или
читаете газету.
Источники:
http://tululu.org/aforizmy/author/54/
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.02.2019
Дата обновления: 10.03.2023
Дата публикации: 17.02.2019