24.01.2020
Что такое индивидуальная работа с детьми в детском саду?
Индивидуальная работа с воспитанниками в детском саду - это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение воспитанника с максимальным учетом особенностей его личности.
Индивидуальный подход в образовательной деятельности дает возможность:
- охватить повседневным вниманием и целенаправленным взаимодействием каждого ребенка;
- всесторонне изучать и знать индивидуальные особенности каждого ребенка и педагогически целесообразно использовать эти знания в образовательном процессе;
- педагогически грамотно выбирать формы, методы, средства и приемы взаимодействия с детьми с учетом обстановки, индивидуальных особенностей и целей его подготовки и развития (воспитания, перевоспитания);
- умело создавать обстановку, педагогические ситуации для обеспечения эффективности обучения и воспитания детей; - своевременно корректировать взаимоотношения воспитатель - воспитанник, целенаправленно добиваться успеха в работе с ним.
Цель индивидуальной работы - создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитанника в процессе всестороннего развития его личности.
Организация индивидуальной работы с воспитанниками в детском саду включает в себя комплекс мероприятий:
- определение целей и задач этой работы;
- охват постоянным вниманием всех воспитанников;
- продуманное планирование индивидуальной работы;
- глубокий анализ и постоянный контроль за ее результатами;
Кто проводит индивидуальную работу с детьми?
В нашем детском саду индивидуальную работу с детьми проводят воспитатели групп, а также специалисты детского сада. Это - учитель – логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Какими принципами руководствуется педагог в индивидуальной работе с детьми?
Современное время требует от дошкольных педагогических работников шагать в ногу со стандартами. Тем самым, создавая условия для реализации следующих принципов ФГОС: учитывать индивидуальные образовательные потребности маленького ребенка; оценивать динамику развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками.
В индивидуальной работе с детьми педагоги руководствуются следующими принципами:
- уважение самооценки личности ребенка;
- вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера;
- постоянное усложнение и повышение требовательности к воспитаннику в ходе избранной деятельности;
- создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы обучения и воспитания.
С какими детьми проводится индивидуальная работа?
Индивидуальная работа осуществляется в МАДОУ с детьми всех возрастных категорий.
Прежде всего индивидуальная работа проводится с детьми, испытывающими определенное трудности в процессе обучения, или наоборот с одаренными детьми, которые обладают особыми способностями к обучению.
В пристальном внимании нуждаются дети, посещающие детский сад не регулярно по болезни или другим причинам, дети, имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные, гиперактивные. Планируя индивидуальную работу, педагоги учитывают психические и индивидуальные особенности ребенка.
Наличие индивидуальных программ обучающихся
Для детей с ОВЗ составляется индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка - интегрированная модель психолого-педагогического пространства, создаваемого различными специалистами дошкольного учреждения с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.
Для детей инвалидов Учреждение обеспечивает комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации/абилитации (ИПРА)
В какое время проводится индивидуальная работа?
Проведение индивидуальной работы с ребенком в детском саду - это неотъемлемая часть работы воспитателя с давних времен. Индивидуальная работа с детьми проводится в утренние и вечерние часы, а также на прогулке.
Индивидуальные занятия с детьми, имеющие трудности в освоении образовательной программы, проводятся преимущественно в форме игры. Партнёром по игре бывает и взрослый, и другой ребёнок.
В первую половину дня в детском саду обычно проводится индивидуальная работа с детьми по познавательному развитию: сенсорное развитие, ФЭМП, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Организуются специальные игры и упражнения с теми из них, которые нуждаются в коррекции речевых нарушений или с испытывающими трудности при освоении каких-либо движений.
Педагоги занимаются с малоактивными и замкнутыми детьми, давая им различные поручения, требующие общения со взрослыми и сверстниками.
Во второй половине дня проводится индивидуальная работа с детьми по развитию движений, рисованию, вырезыванию, конструированию, коррекции речевого развития.
Во время прогулок тоже проводится индивидуальная работа с детьми, где часто используются дидактические игры, игры малой подвижности, игры со словами, счетом, проводится разучивание коротких стихов, считалок, выполнение трудовых поручений, закрепление основных движений.
Планируется индивидуальная работа с детьми и во время режимных моментов. Малыши упражняются в освоении культурно-гигиенических навыков – умывании, одевании, раздевании, застегивании пуговиц, дети постарше в завязывании шнурков. Во время приема пищи проводится работа по закреплению умений правильно пользоваться столовыми приборами, красиво сидеть за столом и кушать.
Индивидуальная работа с детьми в детском саду – это неотъемлемая часть образовательного процесса, она ведётся воспитателями на протяжении всего дня, во всех режимных моментах, в любом виде деятельности. Ее нельзя полностью регламентировать по времени или до точности запланировать в течение дня. Всегда находится время для проведения индивидуальной работы ситуативно, в результате возникших обстоятельств.
А вот специалистам детского сада приходится более четко регламентировать этот вид деятельности с детьми в соответствии с расписанием организованной образовательной деятельности. Они составляют графики индивидуальной работы, которые утверждаются на учебный год. При этом на работу специалиста с одним ребенком в течение дня отводится не менее 15-20 минут. Учитель-логопед проводят индивидуальную работу по коррекции речевого развития ежедневно в соответствии с расписанием.
Музыкальный руководитель отрабатывает с воспитанниками на индивидуальной работе певческие и танцевальные умения, закрепляет навыки игры на музыкальных инструментах.
Инструктор по физической культуре, как правило, отрабатывает с детьми основные виды движений, в которых на занятии дети испытывали затруднения.
Каждому специалисту для проведения индивидуальной работы с детьми выделено специальное место (кабинет, музыкальный зал, спортивная площадка) и необходимое оборудование для реализации поставленных образовательных задач.
Как осуществляется оценка индивидуального развития ребенка?
В соответствии с п.3.2.3. ФГОС ДО при реализации Программы дошкольного образования может проводиться оценка индивидуального развития детей (мониторинг), связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Виды мониторинга:
-педагогическая диагностика и наблюдение,
-психологическая диагностика.
Результаты педагогического наблюдения могут использоваться исключительно для решения задач:
индивидуализации образования каждого воспитанника;
оптимизации работы с группой детей;
Результаты психологической диагностики (изучение индивидуально-психологических особенностей детей) используются, для:
-психологического сопровождения развития;
-квалифицированной коррекции развития.
По результатам педагогического мониторинга воспитатели МАДОУ проводят индивидуальную и подгрупповую работу, направленную на освоение программы дошкольного образования.
Для детей с ОВЗ проводится углубленная психолого-педагогическая диагностика. В соответствии с составленным листами индивидуального сопровождения, а в случае необходимости, индивидуальными образовательные маршрутами, предусмотрена коррекционная работа на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника с ОВЗ осуществляется через тесное сотрудничество учителя-логопеда, воспитателя.
Для обеспечения целенаправленного сопровождения воспитанников в МАДОУ осуществляются следующие формы взаимодействия специалистов:
Планирование и проведение подгрупповых, групповых и индивидуальных коррекционно–развивающих мероприятий с учетом рекомендаций других специалистов.
Организация предметно-развивающего пространства (оснащение кабинетов учителя-логопеда, разработка дидактических материалов и пособий и др.).
Консультативно-просветительская и профилактическая работа с родителями и педагогами ДОУ (теоретические и практические семинары, консультации, составление рекомендаций, оформление наглядно - информационных материалов и др.).
Для максимально полного развития детей в детском саду предусмотрена работа кружков, творческих и развивающих студий, индивидуальные логопедические занятия.
Служба психологической помощи
Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению в ДОУ
Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем.
Диагностика.
Консультирование (индивидуальное и групповое).
Развивающая работа.
Коррекционная работа.
Психологическое просвещение и образование.
В штатном расписании учреждения ставка педагога-психолога не предусмотрена.
Информация о работе районного консультативного психологического пункта
Методист МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» (педагог–психолог И.А. Рычкова) выезжает в образовательные учреждения по оказанию консультативной и методической, психологической помощи родителям, детям, педагогам-психологам, воспитателям.
Заявки отправлять на электронный адрес rcoko@mail.ru с пометкой для И.А. Рычковой или обращаться по тел.: 8(30138)43–1–76.